Наиболее ранние сведения о поселении евреев в Ташкенте относятся к первой
половине 19 в., когда этот город, входивший в Кокандское ханство, превратился в
крупный торговый центр. К середине 19 в. в Ташкенте сложилась небольшая община
бухарских евреев (в первой половине 1860-х гг., по некоторым данным, — 27 семей,
то есть немногим более ста человек), в которую входили крупные и мелкие
торговцы, ремесленники, лекари, музыканты и другие. Часть еврейских коммерсантов
(П. Казиев, Б. Мурдахаев, П. Абдрахманов и другие) поддерживала деловые контакты
с Россией; Я. Дауд был представителем русской торговой фирмы (позднее его сын Ю.
Давыдов, торговец, предприниматель и крупный землевладелец, стал одним из
богатейших людей Центральной Азии).
В 1865 г. Ташкент был завоеван Россией и в 1867 г. стал административным
центром Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 г. — Туркестанский край) и
Сырдарьинской области, входившей в его состав. Среди военнослужащих,
участвовавших во взятии города, были ашкеназы — три солдата и унтер-офицер; все
они осели в Ташкенте. В дальнейшем к ним присоединились другие отставные
военнослужащие-евреи и члены их семей; в Ташкент стали переселяться и бухарские
евреи. К 1868 г. общая численность еврейского населения города достигла 200
человек.
Поскольку Ташкент находился за чертой оседлости, из ашкеназов в нем могли
жить только лица с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные солдаты
и унтер-офицеры, а также работавшие по специальности ремесленники, медики и
фармацевты. В первые десятилетия после присоединения Ташкента к России эти
ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х гг. евреев, не
отвечавших указанным критериям, начали выселять из города. Одновременно
принимались меры, направленные на ограничение предпринимательской деятельности
ашкеназов в Ташкенте и в Туркестане в целом (особенно после резолюции Николая II
от 20 ноября 1898 г., в которой говорилось, что ходатайства промышленных
кампаний, «которые находятся в значительной зависимости от иностранцев и
евреев», о приобретении в Ташкенте недвижимости удовлетворять не следует). В
1909–14 гг., когда генерал-губернатором Туркестанского края был А. В. Самсонов,
ашкеназов, обосновавшихся в Ташкенте, изгоняли из города в массовом порядке; с
этой целью в январе 1912 г. были проведены ночные облавы.
Право бухарских евреев на жительство в Ташкенте первоначально не
ограничивалось, однако во второй половине 1880-х гг. их стали делить на
«туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам либо его предки жили на территории
Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих. Первым разрешалось
приобретать недвижимость, заниматься винокурением (см. Спиртные напитки) и т.
п., вторые считались подданными Бухарского ханства, то есть иностранцами, и
фактически были бесправны. С 1893 г. власти начали составлять списки последних,
намереваясь выселить их, однако этот процесс затянулся в связи с тем, что многие
из евреев, попавших в списки, пытались доказать свое «туземное» происхождение и
просили принять их в русское подданство. Часть прошений была удовлетворена, но с
апреля 1910 г. их перестали рассматривать, а вскоре «иностранных» евреев стали
изгонять из Ташкента.
Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро
увеличивалась: по переписи 1897 г. в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из
них лишь 20% составляли ашкеназы), в 1910 г. в самом городе — около 3600. Особые
группы составляли потомки евреев Мешхеда, формально принявших в 1839 г. ислам, и
чала. Среди ашкеназов преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры,
специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители
свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из
десяти типографий, действовавших в 1915 г. в русской части Ташкента, ашкеназам
принадлежало не менее пяти; евреи владели книжными магазинами, лавками,
общедоступными библиотеками, занимались издательским делом. В 1898 г. А.
Сморгунер основал первую в Ташкенте либеральную газету «Русский Туркестан»;
после убийства Сморгунера казачьим полковником (1898 г.?) ее редактировали (до
конца 1905 г.) А. Шварц и Г. Рейсер (принял христианство). Казенный раввин А.
Кирснер издавал в Ташкенте умеренно-либеральные газеты «Туркестанский курьер» и
«Ташкентский курьер», научный журнал «Средняя Азия»; редактором газеты
«Работник», выходившей здесь в 1906 г., был Х. М. Блаунштейн. Ашкеназы
составляли в Ташкенте значительную часть врачей (среди них выделялись М. Слоним,
1875–1945, профессор, заведующий кафедрой внутренних болезней /1920–45/
Ташкентского медицинского института /в 1920–35 гг. медицинский факультет
Туркестанского (Среднеазиатского) университета/, член-корреспондент АН Узбекской
ССР, основатель и директор Института усовершенствования врачей, его брат С.
Слоним /умер в 1928 г./, открывший в городе частную физиотерапевтическую
клинику, руководитель амбулатории А. Шварц) и архитекторов (В. Гейнцельман
/принял христианство/, Д. Иофан /1885–1961/, и другие). Бухарские евреи
занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и
хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря
инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.
В конце 19 в. – начале 20 в. в Ташкенте работало несколько синагог; в городе
жил духовный глава бухарских евреев Туркестана раввин Шломо Тажер, переехавший
сюда из Эрец-Исраэль. Действовали ашкеназские хедеры и схожие с ними
бухарско-еврейские религиозные учебные заведения — хомло. В 1883 г. Б.
Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на
русском языке; в 1888 г., когда она была ликвидирована властями, в ней
насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с
обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного
просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть ашкеназов и дети зажиточных
бухарских евреев учились в русских гимназиях и Ташкентском коммерческом училище,
что способствовало их ассимиляции.
В октябре 1905 г. в Ташкенте была предпринята попытка устроить еврейский
погром, однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная
социал-демократом А. Бузанским, сорвала ее. С конца 1905 г. в городе создавались
ячейки центристских и левых партий; среди руководителей и активистов этих ячеек
были Я. Ротенберг и М. Рудницкий (эсеры), А. Бузанский и Д. Чернобородов
(социал-демократы), Г. Гроссман (анархист), М. Герценштейн и Г. Рейсер (кадеты)
и другие. Одновременно в Ташкенте появились отделения «Союза русского народа» и
антисемитской Народно-прогрессивной партии (издавала в городе газету
«Среднеазиатская жизнь»).
После установления в Ташкенте советской власти (ноябрь 1917 г.) заместителем
председателя Ташкентского совета стал (в январе 1918 г.) В. Финкельштейн
(1885–1919), председателем городского совета профсоюзов (в октябре 1918 г.) — М.
Качуринер (1897–1919); оба были убиты в ходе антисоветского восстания в Ташкенте
(январь 1919 г.). Еврейская жизнь в городе заметно оживилась: начали действовать
сионистские (см. Сионизм) организации, отделения Бунда, общество Тарбут; в то же
время движимое и недвижимое имущество еврейской религиозной общины было в 1919
г. конфисковано и частично использовано для создания еврейского рабочего дома
имени К. Маркса. В 1919–22 гг. в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от
погромов и голода на Украине и в Белоруссии; только в 1919–20 гг. численность
еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам
еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел
национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный
комитет содействия. В 1920–30-х гг. приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 г.
столицей Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей,
инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в
городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения. В Ташкенте
действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр на
идиш. В 1920 г. открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под
названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 г. оно было преобразовано в
Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг.
в Ташкенте выходили газета «Ди комунистише фон» (на идиш) и «Байроки михнат» (на
еврейско-таджикском языке; до 1930 г. печаталась в Самарканде под названием
«Рушнои»), в начале 1930-х гг. образовалась «секция туземно-еврейских писателей
при организационном бюро советских писателей», в 1931 г. стал выходить
литературно-художественный и публицистический журнал на еврейско-таджикском
языке «Хаёти михнати» (позднее — «Адабияти совети»). К началу 1940-х гг. все
еврейские культурные учреждения, учебные заведения и периодические издания были
ликвидированы.
В 1941–42 гг. в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей Советского
Союза, оккупированных германскими войсками; численность еврейского населения
города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован ГОСЕТ (возглавлявший
его Ш. Михоэлс поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 г.
стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии,
где работали режиссеры М. Ромм, И. Хейфиц, А. Г. Зархи (1908–97), Г. Козинцев,
Л. Трауберг и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших
учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев. В 1941–43 гг. в
Ташкенте жил Дер Нистер. С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент: в
1959 г. их численность составила здесь 50 455 человек (5,2% всего населения), в
1979 г. — 56 949 (3,2%), в 1989 г. — 56 882 (2,7%); в конце 1980-х гг. около 80%
еврейского населения города составляли ашкеназы. Евреи играли весьма заметную
роль в экономике и культурной жизни Ташкента; среди них было много научных
работников и деятелей искусства — физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992
г. в США), философ П. Ниязов (родился в 1930 г.; с 1994 г. в Израиле),
композиторы М. Штейнберг, Б. Зейдман, С. Юдаков, Г. Мушель, М. Левиев (1912–90),
музыковед С. Тахалов (родился в 1935 г.; с 1991 г. в Израиле), режиссер Русского
драматического театра имени М. Горького А. Гинсбург, главный режиссер
республиканского кукольного театра И. Якубов, оперный певец С. Биньяминов
(родился в 1929 г.; с 1994 г. в Израиле), художники В. Зеликов, И. Вальденберг,
В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро и многие другие.
В послевоенные годы в Ташкенте работали три бухарско-еврейских и одна
ашкеназская синагога, однако их посещали главным образом пожилые люди, и миньян
не всегда удавалось собрать. Во второй половине 1970-х гг. действовали
подпольные кружки по изучению иврита (преподаватели — Н. Розенгауз и другие),
распространялись публикации еврейского самиздата, книги и журналы, изданные в
Израиле. В 1970–80-х гг. тысячи евреев уехали из Ташкента в Израиль, США и
другие страны. В августе 1988 г. был основан Ташкентский еврейский культурный
центр (ТЕКЦ), одна из первых в Советском Союзе организаций такого типа
(официально зарегистрирован в январе 1990 г.; председатель до отъезда в Израиль
в сентябре 1994 г. — Р. Г. Рабич). В январе 1989 г. при нем начали работать
курсы иврита (в 1990 г. — 1200 учащихся), в сентябре 1989 г. — воскресная школа
(100–120 учащихся), в январе 1991 г. — первый в Центральной Азии университет
(фактически лекторий) иудаистики (см. Наука о еврействе); в рамках ТЕКЦ была
создана служба репатриации, благотворительная ассоциация «Рахамим», была
предпринята попытка открыть филиал Общества дружбы и культурных связей с
Израилем. В 1990–92 гг. вышло пять номеров газеты «Мизрах» (на русском языке),
органа ТЕКЦ (редактор Г. Плетинский, затем Р. Меламед), с 1993 г. издается
«Сохнутон» — совместный информационный бюллетень ТЕКЦ и представительства
Еврейского агентства (редактор Р. Меламед). С февраля 1990 г. функционирует
Ташкентский культурный центр бухарских евреев (председатель до 1994 г. —
профессор П. М. Ниязов); под его эгидой находятся курсы иврита и театральная
студия. Активизировалась деятельность религиозных общин; движение Хабад открыло
небольшую иешиву (при одной из бухарских синагог) и колел (до 30 слушателей). С
середины 1989 г. городские власти не препятствуют работе еврейских организаций.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в городе усилились антисемитские настроения
(ими в одинаковой степени заражено и коренное население, и выходцы из
европейской части Советского Союза). В феврале 1990 г. было разгромлено
ашкеназское кладбище; в дальнейшем акты вандализма повторялись еще несколько
раз.
В 1989–94 гг. из Ташкента в Израиль репатриировались 27 844 еврея (из них 10
171 — в 1990 г.); многие выехали в США, Канаду, Германию, Австрию, Австралию,
Россию. По данным ТЕКЦ, в середине 1995 г. в городе оставалось около шести тысяч
евреев.
С 1991 г. в Ташкенте действуют представительства Еврейского агентства и
Джойнта, с августа 1992 г. — посольство Израиля в Узбекистане; работает
Израильский культурно-информационный центр. С января 1992 г. Ташкент связан
линией воздушного сообщения с международным аэропортом имени Д. Бен-Гуриона в
Лоде.
Источник: www.eleven.co.il
|