![Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)](http://www.religio.ru/img/dosje/1011873177/m.jpg)
Самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных)
поместных православных Церквей. Образовалась в конце X в. v формальным
началом считается обращение в христианство жителей столицы Киевской
Руси, совершенное византийским духовенством по распоряжению князя
Владимира Святославича в 988 г.
Получила
автокефалию от Константинопольского Патриархата в 1448 г., а патриаршество - в 1589 г. С 1721 г. по 1917 г. возглавлялась
Святейшим Правительствующим Синодом и находилась в прямом подчинении у государства. С 1917 г. по настоящее время возглавляется v
Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.
В
августе 1917 г., после отречения царя Николая II, в Москве открылся
Собор Российской Православной Церкви. Он восстановил патриаршество и
избрал Патриархом митрополита Московского
Тихона (Белавина).
Во время работы Собора произошел большевистский переворот, и участники
Собора узнали об убийстве митрополита Киевского Владимира, - это стало
началом гонений на Церковь. Патриарх Тихон смело выступил с обличениями
коммунистов, однако после года, проведенного в заключении, его
общественная позиция стала более умеренной.
Патриарх Тихон и сменивший его
митрополит Сергий (впоследствии Патриарх) выработали определенную форму отношений с государством при коммунистическом режиме:
Церковь публично поддерживает правительство во всех его начинаниях, а государство допускает деятельность Церкви, фактически ограничивая ее молитвенной и богослужебной практикой.
Гонения
на Церковь принимали разные формы: практически все богословы и многие
иерархи были либо изгнаны в 1920 гг., либо уничтожены в 1930 гг. В одном
только 1937 г. было арестовано 136.000 клириков, убито 85.000. В период
с 1917 по 1939 г. РПЦ потеряла от 80 до 85% дореволюционного состава
священников Русской Церкви. Положение несколько улучшилось во время
Второй мировой войны и последние годы правления Сталина, но при Хрущеве в
1959 г.
гонения возобновились.
Большинство
церквей после революции было закрыто, вторая волна закрытия церквей
прокатилась в 1959 v 1962 гг. при Хрущеве. В 1914 г. в России было
54.457 церквей в конце 1970-х гг. их осталось всего 6.800. Число
монастырей с 1.498 в 1914 г. сократилось до 12, а из 57 духовных
семинарий, действовавших в 1914 г., остались семинарии в Москве
(Троице-Сергиева Лавра, гор. Загорск, Московской обл.), Ленинграде и
Одессе (в первых двух городах имелись и духовные академии).
В 1990 г. в ходе начатых президентом Горбачевым реформ ситуация в РПЦ стала быстро улучшаться. В конце 1997 г. Патриарх
Алексий II
заявил, что Церковь включает в себя 124 епархии со 148 епископами,
18.000 священниками и 1.737 диаконами. Церкви принадлежит 430
монастырей, имеющих в городах 60 подворий, пять духовных академий, 23
семинарии, 21 духовную школу, богословский институт, 2 православных
университетов, 5 катехизаторских курсов, многочисленные иконписные и
воскресные школы.
В декабре 1993 г. Национальный Центр изучения
общественного мнения Чикагского университета опубликовал результаты
исследования, свидетельствующие об исключительном подъеме религиозной
веры в России. Исследование показало, что, в зависимости от постановки
вопроса, от половины до двух третей русского народа верит в Бога. Среди
опрошенных 11% сообщило, что они были православными с детства, и 28%
считают себя православными в настоящее время, а это значит, что РПЦ
почти удвоила свою численность. Стремление к вере в Бога особенно
заметно у молодежи в возрасте 17-24 лет, где от атеизма к вере перешло
более 30%. 75% опрошенных заявили, что имеют Lбольшое доверие к Церкви¦.
Вместе с тем опрос, проведенный в 1994 г. Российским центром
изучения общественного мнения, показал, что в то время, как 52 %
опрошенных считают себя верующими, всего 2% посещают церковные службы не
реже одного раза в неделю.
Согласно другому опросу,
проведенному в конце 1997 г., 46 % опрошенных назвали себя неверующими, а
45% - православными христианами. Уточняя свои религиозные убеждения,
31% опрошенных сказали, что они всегда верили в Бога, 13% - что они
уверовали в Бога, пройдя через атеизм. 26% - что они никогда не верили в
Бога, а 2% - что они верили в Бога, но утратили свою веру. 96%
опрошенных сообщили, что они крещенные, причем 83% из них были крещены в
детстве, а 13% крестились во взрослом возрасте.
Если результаты
опроса 1997 г. достоверны, и 45% населения России считают себя
православными, значит в одной только России проживает 66 млн.
православных. Поскольку мы не располагаем надежной информацией о числе
православных в новообразованных независимых государствах (СНГ), где
проживает немало русских, приводимая статистика дается весьма
приблизительно.
В настоящее время РПЦ старается приспособиться к
быстрым переменам в российском обществе. Она строго соблюдает запрет на
участие духовенства в политике, но, судя по всему. Устанавливает тесные
отношения с
армией.
РПЦ жестко противится миссионерской деятельности других религиозных
общин в стране и инициировала новый Федеральный закон LО свободе совести
и религиозных объединениях¦ (принят 26.09.1997), который призван
ограничить деятельность иностранных миссионеров.
В конце 1994 г.
московские власти согласились финансировать восстановление храма Христа
Спасителя, построенного в XIX в. и снесенного при Сталине в 1931 г.
Патриарх Алексий II заложил первый камень храма 7 января 1995 г., а в
августе 2000 г. храм был торжественно освящен.
В конце 1994 г. на
Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий заявил, что после предыдущего
Собора 1992 г. Церковь пережила довольно трудный период. Ей приходилось
рассматривать проблемы, связанные с литургической практикой,
богословским и пастырским образованием и отношением Церкви к обществу.
Собор отклонил призыв консервативных групп в РПЦ о прекращении участия
Русской Церкви во всех экуменических организациях. Вместе с тем Собор
осудил миссионерскую активность в России представителей западных Церквей
и конфессий, в частности, деятельность американских методистов,
евангелистов и пресвитериан, а также южнокорейских протестантов.
Участвовавшие в Соборе епископы РПЦ благословили
начало широкой катехизации и евангелизации русского народа
и учредили специальную комиссию для пересмотра литургической практики и
текстов, чтобы сделать литургию более понятной для современного
человека.
В феврале 1997 г. состоялся очередной Архиерейский Собор РПЦ, который отклонил идею о выходе РПЦ из
Всемирного Совета Церквей и призвал к общеправославной дискуссии по этому вопросу. Большое внимание уделили епископы диалогу с
Римско-Католической Церковью, но при этом осудили т.н.
католический прозелитизм
среди православных. Синодальной богословской комиссии было поручено
изучить выработанный совместной православно-католической группой
богословов документ, который носит название LБаламандский¦ (по названию
города в Ливане, где проходили заседания этой группы), с тем, чтобы в
случае необходимости отозвать подпись представителя РПЦ под этим
документом.
Епископы приветствовали прогресс, достигнутый в отношениях с
Древними Восточными Церквами
и призвали к большей ясности христологических формулировок (в учении
Церкви о личности Иисуса Христа), возникающих в ходе этого диалога.
Опасность,
исходящая, по мнению РПЦ, со стороны иностранных религиозных групп,
была одной из причин того, что Церковь активно поддержала Закон LО
свободе совести и о религиозных объединениях¦, подписанный Ельциным 26
сентября 1997 г. Закон определяет православие, ислам, буддизм, иудаизм и
христианство как Lтрадиционные религии¦ и вводит ограничения на
деятельность других религиозных организаций, в том числе 15-летний срок,
в течение которого новообразованные на территории России религиозные
организации должны пройти своеобразный испытательный срок. После этого
они могут быть зарегистрированы в качестве российской религиозной
организации. Ограничения, налагаемые этим Законом, вызвали на Западе
серьезную озабоченность.
Высшей властью в РПЦ является Поместный
Собор, который собирается периодически, и в работе которого участвуют
епископы, священники и миряне. Административное управление в период
между Соборами осуществляется
Священным Синодом,
в состав которого входят Патриарх и 6 епархиальных архиереев (3 из них
постоянные члены Синода, и 3 - временные). В Архиерейском Соборе,
который собирается раз в два года, участвует весь епископат, а также
руководители отделов Московской Патриархии, ректоры духовных академий и семинарий.
РПЦ действует на территории Российской Федерации и других стран бывшего СССР, а также во многих
странах Lдальнего зарубежья¦. Московский Патриархат имеет 231 приход в 40 странах мира.
Нынешний глава РПЦ: Алексий II (Ридигер).
Титул: Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Численность верующих: 80.000000.
Резиденция: Москва, 119034, Чистый пер., 5
Тел.: (007 095) 201-28-40; Факс: 201-25-04.
Адрес в интернете:
Официальный Web-сервер Московского ПатриархатаИсточники:
Рональд Робертсон. Восточные христианские Церкви. Церковно-исторический
справочник. Высшая религиозно-философская школа, СПб., 1999.