Вряд ли есть современный человек, который никогда не слышал либо не читал о том,
что в момент смерти человека его близкие, друзья, а то и просто знакомые
непостижимым образом узнают об этом, хотя их и могут разделять тысячи
километров. Любители статистики подсчитали, что подобные явления наблюдает один
человек из ста, т. е. на земном шаре по крайней мере несколько десятков
миллионов человек хоть раз в жизни сталкивались с ними. Традиционная наука до
сих пор предпочитает считать подобные свидетельства лишь случайным
совпадением. В 1991 г. хабаровским издательством "АМУР" спустя 90 лет после
первого издания в России в 1901 г. была выпущена книга "Неведомое". Ее автор -
известный французский естествоиспытатель и популяризатор Камилл Фламмарион,
которого вряд ли надо особо представлять читателю.
В предисловии к своей
книге Камилл Фламмарион так характеризует тему исследований: "Предлагаемый
труд есть опыт научного исследования вещей, обыкновенно остающихся чуждыми науке
и даже смутными, сказочными и более или менее фантастическими. Я хочу доказать,
что эти факты существуют. Я постараюсь применить методы научного наблюдения к
изучению и анализу таких явлений, которые постоянно были отодвигаемы в область
таинственного и сверхъестественного, и выяснить, что эти факты порождаются
силами пока еще неизвестными и принадлежат к миру, невидимому, но не сказочному,
хотя иному, чем тот, который подчинен нашим чувствам...
Мы обязаны приступать ко всякому предмету изучения без всяких
предвзятых идей, мы должны быть склонны допускать то, что будет доказанo, но
только это и допускать. Вообще во всех предметах, касающихся телепатии, видений
-зрения на расстоянии, вещих снов, магнетизма спиритизма и т. п. - поражаешься,
как мало до сих пор просвещённая критика вдавалась в исследование этих предметов
и какое нелепое скопление глупостей принималось за истину...
Многие
говорят: К чему доискиваться? Все равно ничего не узнаете. Это неисповедимые
тайны. Всегда существовали люди, предпочитавшие невежество знанию. При таком
способе рассуждения и действия мы так ничего бы и не узнали. (К сожалению, и в
наше время очень часто приходится сталкиваться с подобным мнением. Лучше
Фламмариона о них сказать почти невозможно. - В. П. )
Другие лицемерно
возражают, что таинственные науки заставляют нас пятиться назад, в средние века,
вместо того, чтобы двигать наше знание вперед, в лучезарное будущее. Но, в
сущности, разумное изучение этих явлений настолько же неспособно отодвинуть нас
во времена колдовства, как, например, изучение астрономических явлений не может
заставить нас вернуться вспять к временам астрологии. Дело в том, что три
четверти рода человеческого состоят из людей, не умеющих понимать такие
изыскания и не умеющих мыслить самостоятельно. Оставим же их в стороне с их
поверхностными суждениями, лишенными всякой действительной цены. (И все же,
несмотря на собственный совет "оставить в стороне", Фламмарион чуть далее снова
обращается к этой категории лиц):
... Множество людей одержимы странной
близорукостью и свой узкий горизонт принимают за пределы Вселенной. Всякие новые
открытия, всякие новые идеи пугают их, приводят в ужас. Им не хочется, чтобы
хоть в чем-нибудь изменился обычный строй вещей. Смелость мыслителей,
изобретателей, реформаторов кажется им преступной. Они, вероятно, воображают,
что человечество всегда было таким, как теперь... в своих мягких креслах, они не
способны допустить то, что сами не понимают. Во все века, во всех стадиях
цивилизации можно встретить таких людей, спокойных, невозмутимых, не лишенных,
однако, чванства, которые напрямик отрицают все, еще неизведанное.
...
Надо сознаться, что если труд этот интересен, даже увлекателен с точки зрения
исследования неведомых истин, - зато он крайне неблагоприятен с точки зрения
пресловутого "общественного мнения". Все или почти все осуждают людей,
посвящающих свое время этому предмету... " (ЭТО сказано более ста лет назад, но,
увы, справедливо и ныне. - В. П. )
Фламмарион совершенно однозначно
формулирует конечную цель своего исследования: "К чему приведет такое
изучение психических загадок? - спросят меня. К доказательству того, что душа
существует и что надежда на бессмертие не пустая химера". Чтобы получить
исходный материал для своего исследования, в марте 1899 г. Фламмарион поместил в
еженедельном журнале следующее воззвание: "Таинственные случаи видений,
явлений умирающих или умерших предчувствий, ясно выраженных, настолько же важны,
как и интересы для познания природы человека - души его и тела... Обращаемся к
вам с просьбой прислать нам открытое письмо и в нем ответить просто "да" или
"нет" на следующие два вопроса:
1. Случалось ли вам когда-нибудь
испытывать наяву ясное впечатление, как будто вы видите или слышите, или к вам
прикасается какое-нибудь человеческое существо, причем вы не в состоянии отнести
это впечатление ни к какой известной вам причине?
2. Совпадало ли это
впечатление с чьей-нибудь смертью?
В июне и июле он, обратился с той же
просьбой к читателям. В ответ на эти послания было получено 4280 писем,
причем 1824 читателя ответили в утвердительном смысле.
В письмах
читателей описывались следующие явления, свидетелями или участниками которых
были либо они сами, либо их близкие и знакомые:
Видения и явления
умирающих. Видения и явления умерших. Наблюдение событий, происходящих на
больших расстояниях. Вещие сны. Предвидение будущего. Явления умерших во снах.
Предчувствие известных встреч. Исполнившиеся предчувствия. Двойники. Движения
предметов без всякой причины. Передача мыслей на расстояние. Призывы, слышанные
на больших расстояниях. Дома, посещаемые духами. Спиритические опыты. Чтобы
познакомиться с фактами, в которых наблюдались вышеперечисленные явления, мы
отсылаем читателя к самой книге Фламмариона. Ограниченность журнальной
публикации позволяет воспроизвести лишь некоторые из полученных писем, причем
самых коротких: (сохраняя их нумерацию в книге).
XII. Бернардина была
старая служанка, совсем необразованная, без малейших наклонностей к
фантазерству. Однажды вечером она спустилась в погреб нацедить пива, но вскоре
возвратилась с пустым жбаном, вся бледная, едва держась на ногах. Ее осадили
вопросами: "Mm с тобой, Бернардина?"
Я только что видела свою дочь, ту,
что в Америке, она была вся в белом, на вид больная, жалкая и говорит мне:
"Прощай, мама!"
- Ты с ума сошла! Могла ли ты видеть свою дочь - ведь
она в Нью-Йорке!
- Я видела и слышала ее! Уж не умерла ли
она?
Следующая почта принесла известие о смерти дочери Бернардины:
девушка скончалась в тот самый день и даже час, когда мать видела ее и узнала
звук ее голоса.
XVII. 4 декабря 1884 г. в 3. 30 я вдруг проснулась и
поднялась с постели: я отчетливо увидела перед собой своего брата, Жозефа Боннэ,
подпоручика 2-го полка, тогда стоявшего гарнизоном в Батне (Алжир). В это время
у них как раз были маневры и мы в точности не знали, где он находится. Брат
поцеловал меня в лоб, причем я ощутила холодное прикосновение, и сказал мне:
"Прощай, Анжель, я умер".
Взволнованная и расстроенная, я тотчас же
разбудила мужа и сказала ему: "Жозеф умер, он сам сейчас сказал это
мне". Весь этот день, четверг, я была очень взволнована. А в 10 вечера мы
получили депешу. Прежде чем вскрыть ее, я уже знала, что она содержит. Брат мой
умер в Кеншелес (Алжир) в 3 часа утра. Анжель Эсперон.
"Удостоверяю, что
рассказ моей жены безусловно верен. Осман Эсперон, капитан в отставке, кавалер
Почетного легиона. Бордо".
XXI. 15-летний мальчик, находившийся в
услужении у М. У., был послан вести скот на водопой. Надо вам сказать, что отец
этого ребенка заболел два дня назад воспалением легких, но сын не знал об
этом.
Шагах в тридцати от хлева мальчик увидел вдруг две руки, воздетые к
небу, затем фигуру в виде призрака, и услышал жалобные крики и стоны. Потрясение
было так сильно, что мальчик лишился чувств: он объяснил потом, что видел своего
отца. Было около 7 часов вечера. На другой день, в 4 часа, отец его умер, а
накануне вечером несколько раз требовал сына к себе среди сильнейших
страданий.
Этот факт вам могут подтвердить сотни лиц, самых уважаемых в
Шамбере. К. Дюфор, аптекарь.
XI. Мой внучатый дядя, Анри Горст, бывший
учителем музыки в Страсбурге, увидел однажды во сне, будто из его дома выносят
пять гробов, в ту же ночь в доме произошел взрыв газа и пять человек
погибло. Жорж Горе, лицеист.
XIII. Друг сэра Джона Франклина, некто
Вальтер Сно, увидал во сне гибель экспедиции Франклина: ему приснилась во всех
подробностях местность, где происходила катастрофа. Этот Сно, искусный
рисовальщик, проснувшись, взялся за карандаш и нарисовал всю местность,
виденную во сне - лодки, глыбы льда и прочее. Один американский иллюстрированный
журнал поместил этот рисунок с кратким описанием впечатлений Вальтера Сно. Много
спустя, когда были найдены останки Франклина и его товарищей в арктических
льдах, очевидцы также нарисовали местность, положение застывших трупов, собак и
т. п., оказалось, что точь-в-точь совпадает с картиной, виденной Вальтером Сно
во сне. Д-р Бронислав Галецкий, адвокат.
III. 7 ноября 1850 года, в ту
минуту, когда углекопы угольной шахты в Белфасте собирались на работу, жена
одного из рабочих настоятельно советовала ему хорошенько осмотреть веревку,
служащую для спуска люльки в шахту.
"Мне всю ночь снилось, что ее
стараются перерезать", - объяснила она. Шахтер рассказал об этом товарищам.
Размотали канат и, к всеобщему удивлению, нашли, что он перерезан во многих
местах.
Проанализировав всю массу полученной им информации и не исключая
того, что определенная часть ее может быть выдумкой или розыгрышем, однако
большинство писем и сообщений вполне достоверны, Фламмарион приходит к следующим
выводам:
"Цель наших исследований состояла в том, чтобы доискаться -
существует ли душа как нечто независимое от тела и переживет ли она разрушение
тела? И что же? Приведенные факты почти все говорят в пользу существования
души. Несомненно, что одна душа может влиять на другую на расстоянии и без
посредства чувств... Мне кажется, что из совокупности изложенных фактов
вытекают следующие заключения:
1. Душа существует как нечто реальное,
независимое от тела.
2. Она одарена свойствами, еще неизвестными
науке.
3. Она способна действовать и чувствовать на расстоянии без
посредничества чувств.
4. Будущее предопределено заранее, в силу тех
причин, которые должны вызвать его. Душа иногда способна предвидеть
будущее.
Уже теперь мы можем придти к выводу, что если исключить
суеверия, заблуждения, обман, злые шутки, то все-таки еще остаются настоящие,
несомненные психические факты, достойные внимания исследователей.
Мы, так
сказать, вступили в исследование целого мира, столь же древнего, как само
человечество, но еще нового для экспериментального научного метода, который
только теперь начинает заниматься им - и одновременно во всех странах."