Ни давности, Ни забвения

Приветствую Вас Гость | RSS

НИ ДАВНОСТИ, НИ ЗАБВЕНИЯ
Памяти друзей- ПОСВЯЩАЕТСЯ

Среда, 20.09.2017, 23:13


facebook.com
Пользовательский поиск







Главная » 2011 » Июль » 19 » Вы умерли... Что делать ? (часть 1)
15:39
Вы умерли... Что делать ? (часть 1)
Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли…

Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли…
Введение Тема, как вы понимаете, актуальна абсолютно для каждого, потому что, хочешь — не хочешь, умирать все равно придется. Со времен Адама и Евы, к сожалению, смерть стала участью всех людей, хотя и печальной, хотя и не нормальной, хотя и противоестественной, хотя и не соответствующей Божьему замыслу о человеке, но, тем не менее, это стало как бы некой нашей второй природой, которую Господь победил Своим Воскресением. Но Он не дал нам бессмертную жизнь сейчас, в тленном теле, что было бы жестокостью, а дал нам Воскресение в бессмертном теле. В этом самом, но бессмертном. Понятно, почему Господь нам бессмертную жизнь не дал сейчас: представьте себе, вот вы — бабушки, хотели бы вы не умирать никогда и все время болеть?

— Нет.

— Представляете вот, когда люди говорят, что всегда хотят жить, не думая о том, что жить-то всегда хорошо, но очень желательно бы жить еще без болезней. Согласитесь, так ведь?

И, конечно, мы с вами, говоря о смерти, сначала должны уяснить устройство Вселенной, чтобы понять, что с нами в жизни происходит.

История грехопадения и возникновение ада

Мы должны понять, что устройство Вселенной постоянно менялось радикальным образом. Изначально Вселенной не было, а был только Господь Бог. Господь сотворил два мира — две вселенные, которые взаимосвязаны, — мир невидимый и мир видимый. Об этом мы каждый день слышим на вечернем Богослужении при чтении 103 псалма. И видимый и невидимый миры раскололись вследствие грехопадения: первый — Денницы и последовавших за ним ангелов, второй — через грехопадение первых людей Адама и Евы. Вместе с грехом в видимый мир пришли болезни, тление и смерть. Господь сказал Адаму: «… земля еси, а в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Подразумевая этим не только то, что человек уйдет телом в землю, но и то, что человеческая душа уходит в подземные бездны ада.

Так продолжалось до искупительного Воскресения Сына Божия.

Библия нам достаточно четко и подробно описывает устройство ада. Ад, согласно слову Божьему, это некое огромное подземное место (Ис. 14, 15), конечно же, не в прямом смысле этого слова. Хотя многие, заблуждаясь и понимая слова Библии буквально, искали его в недрах земли.

Примерно лет пять-семь назад ходили публикации о том, что якобы бурильщики нашли ад под землей. Однако интересен тот факт, что люди, перепечатывавшие эти публикации, не обратили внимания на номер выпуска газеты, который положил начало заблуждениям. Газета была выпущена первого апреля, а люди просто попались на эту шутку. Действительно, подземье в некотором роде с адом связано. Об этом говорится в житиях некоторых святых и других источниках церковного Предания. Но связь эта не географическая, не означает, что ад географически находится внизу. Ад в некотором смысле внизу, но в другом измерении. Наш мир имеет еще измерение, кроме трех измерений пространства и времени. Это, я думаю, каждый из нас понимает по той причине, что мы можем предугадывать события, мы можем осознавать время как таковое. Если бы мы жили только в трех измерениях, то мы бы, очевидно, не смогли этого понять, осознать. И действительно, наша душа принадлежит еще и миру невидимому, который относится к этому миру как некое дополнительное измерение.

И вот, согласно слову Божьему, ад, который появился в результате мятежа первых людей, это темница душ, как говорит апостол Петр. Как бы КПЗ (камера предварительного заключения), но не место мучения, не место наказания, а место, где души находятся как бы в вековечном сне, как говорит Библия. В каком смысле сне? Здесь мы четко должны понять, в чем не правы свидетели Иеговы, считающие, что душа засыпает. Для свидетелей Иеговы смерть — это сон без сновидений. Может, свидетели Иеговы снов и не видят, но вот мы с вами все знаем, что сон — это не коматозное состояние. Во сне наше сознание работает, но некоторым особым образом. Т. е мы можем даже себя осознавать. Но мы не можем повлиять на сам сон. Понимаете, в чем дело? Я нечто вижу, а повлиять не могу. Я нечто чувствую, нечто ощущаю, а изменить что-либо невозможно. Вот видите, такое сравнение со сном как раз точное. Как в обычном сне, так и в подземном мире, человека, ушедшего в подземное узилище душ, ждет вот такая же участь.

Дальше несколько слов об аде. Ад — некое подземье, в которое попадают люди после грехопадения. И до сих пор некрещеные люди туда попадают, все без исключения.

Ад — это место, имеющее некую структуру. В зависимости от той меры зла, которую сделал человек, он находится выше или ниже в этом месте. До пришествия Господа в аду было специальное отделение для праведников. Оно было отделено ото всего ада некой пропастью, но находилось, тем не менее, в аду. Называлось оно лоном Авраамовым. Помните, в притче о богатом и Лазаре совершенно четко описывается некий шеол, т. е. невидимое место, а, собственно, ад, означает подземное место (hades — греч, подземное царство). Шеол — невидимое место, потому что там тьма.

Вот в этом шеоле было особое место, выделенное для праведников, которые надеялись на Христа, на пришествие Бога, вмешательство Бога в историю, которые встречались с Христом Богом при жизни. И этот опыт встречи делал их жизнь насыщенней, надежда делала их жизнь более плотной, если угодно, чем жизнь остальных обитателей ада.

Но сейчас их там нет, потому что, когда Господь наш Иисус Христос сошел в ад, что Он сделал? Он всех праведников освободил. Также Он освободил тех грешников, которые при жизни раскаялись в своем грехе, служили единому Богу и старались прийти к Нему. Господь забрал их тоже, потому что они поверили в Него и пришли к Нему.

После того как Господь разрушил врата ада, появилась возможность выйти из него, и этой возможностью воспользовались тогда те люди, которые захотели. А захотели те, кто при жизни искал Бога, потому что, если человек не искал при жизни Бога, то ему и незачем хотеть покинуть ад, потому что после смерти нет покаяния.

Возможность выхода из ада сохранилась для тех людей, которые приняли Святое Крещение. На этом построен, например, удивительный и таинственный чин, который совершается каждую Пятидесятницу, когда мы во время второй молитвы, обращенной к Христу Спасителю, просим о тех душах, которые в аду находятся, надеясь на то, что им будет оказана милость и помощь, облегчение в их состоянии.

Ад же был разгромлен, и сатана был лишен власти. Сейчас он находится в аду. Раньше его там не было. Вы должны знать, что сатана раньше приходил в ад поиздеваться над узниками, но ни в коем случае там не жил. Власть сатаны была в другом месте. Она находилась в воздухе, поэтому он и называется князем воздушной области. Это знать нам очень важно. Почему? Потому что представление, что бесы в аду живут, крайне опасно нам в силу практических соображений.

Согласно книге пророка Иезекииля, ад устроен таким образом, что обычно души людей были рядом с душами своих предков вплоть до праотца определенного народа. Так, все предки первых народов лежали как бы в гробах, разумные души, обладающие сознанием, но не могущие ничего изменить. Они лежали в гробах, и вокруг них лежали их потомки. Отсюда, кстати говоря, возникает понятие культа предков. Отсюда также возникает такое понятие, что на том свете очень важно, где тебя похоронили, и с кем тебя похоронили. Именно отсюда возникает такое отношение к кладбищам, которое есть у русского народа, не только у русского, но и у других народов нашей планеты, отношение как к неким особым местам, которые каким-то образом с загробной участью связаны. Они действительно связаны были, но раньше.

Но сейчас человеку абсолютно безразлично для его души, где будет его тело. Даже если человеческое тело будет сожжено, если сам человек этого не желал, греха для него никакого не будет, и порчи его телу, душе не будет. Когда святых мучеников сжигали, разве их каким-то образом это делало ущербными? Нет. Понимаете? Об этом очень важно помнить, потому что иногда люди понимают это не должным образом.

Земля, на которой мы с вами живем, во многом является для нас местом сердечных привязанностей. Как Господь сказал: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). И человек бывает связан с землей теснейшим образом. Вот человек любит землю, любит какие-то дела на этой земле, любит какие-то телесные веши. Все эти вещи для души напрасно не проходят. Чем человек больше любит землю, тем больше он к ней привязывается, тем тяжелее с ней расставаться. Мы будем говорить о судьбе, о природе умирания души, что происходит, когда человек умирает.

Куда мы попадем, когда из тела выйдем? Из тела мы попадем не в ад, мы попадем в воздух. И здесь возникает вопрос: кто там живет? Вот это четко надо понимать.

Надземье

Над землей находится царство сатаны. Над землей область духов поднебесных, это место, где властвует дьявол. Об этом прямо говорит Священное Писание. Он так и называется: «дух злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), «князь области воздушной», он властвует в этом околоземном царстве. С чем это связано? По древнему писанию, основанному на чтении пророка Иезекииля, херувим по имени Люцифер был поставлен изначально Ангелом-хранителем планеты Земля, когда он еще был верен Богу (Иез. 28, 13–16). По замыслу Бога, Земля — это сердцевина мира. Люцифер был первым из ангелов, поэтому высочайшему из ангелов было доверено властвовать над сердцевиной материальной Вселенной. Именно с этим связано то, что, когда мятежный херувим взбунтовался против Бога и, когда его в этом мятеже поддержал человек, он смог создать в поднебесье надземье — свое собственное темное царство. Темное оно с той точки зрения, что как бы является тьмой, потому что там нет Божественного света. Любое самое нечистое место на земле является оазисом чистоты по сравнению с нечистотой надземного царства, но по созерцаниям это место часто является заполненным фальшивым светом, потому что, как говорит апостол Павел, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14). Также он может являться людям и в других образах, но все это не настоящее, меняющееся, как бы маска, которую он надевает. И он светится неким собственным светом — люциферическим. Вот этот свет видят оккультисты, чародеи, маги. И они очень четко называют то место, где живет дьявол. Место называется астралом от слова «astrum», т. е. звезда. Это и есть поднебесье. Еще это место называется космосом. Имеется в виду не материальный космос, потому что космос подчинен Творцу, а та совокупность людей и ангелов, которые живут по законам зла. И вот над ними властвует сатана. Поэтому, когда упоминают про космический разум, речь идет о сатане. Если вам предлагают пообщаться с космическим разумом, то вы должны понимать, что вам предлагают связаться лично с Люцифером, но ни в коем случае не с Богом. Небеса же подчинены Богу до сих пор, они населены блаженными духами.

Структура Вселенной

Библия насчитывает три неба. Во втором послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 2–5). Апостол Павел говорит в этом отрывке о себе, но в третьем лице, описывая как бы не себя, а другого человека.

Итак, первым небом является атмосфера, вторым небом является космическое пространство, и третьим небом является мир невидимый. В границы невидимого мира и был восхищен апостол Павел, где он созерцал Бога. Также он был восхищен в Рай, который, являясь высшей частью Земли, отделен от нее вращающимся огненным мечом. Но, тем не менее, это высочайшая и прекраснейшая часть земли. Как говорил Ефрем Сирин, она есть, и, в некотором смысле, достижима, даже для людей во плоти. Я не знаю, то ли в теле, то ли нет. И этот Рай — тоже предварительное место нахождения душ. Как говорил Иоанн Златоуст, мы получили больше, чем потеряли, потеряли Рай, а нам обещано Царство Божие. Но Царство Божие пока еще не доступно, и в Новом Иерусалиме нет ни одного жителя. Он создан Богом, но еще не заселен. Он будет заселен тогда, когда Господь сойдет с небесным огнем к нам. Это будет в День конца мира.

И, наконец, выше всех миров царствует Бог в Своем бесконечном Царстве, Который наполняет все, Который удерживает все, Который руководит всем, Который проницает все и Который больше всего. Он Сам является местом для всего и самим местом для Себя.

Бог есть везде. А есть ли Бог в аду? Библия прямо говорит — и в аду: «Взойду ли на небо — Ты там, — говорит царь Давид, — сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс. 138, 8). Божья власть наполняет абсолютно все, и все по Его воле существует. Такова структура Вселенной, в которой мы живем.

О душе

Теперь, что касается нашей души. Что такое душа? Многие считают, что внутри нас живет какой-то отдельный «человечек», а в душу верить не хотят. Но помните, что душа — это ум, обладающий волей и чувствами. Очевидно, что, если человек не верит, что у него есть ум, он называется безумным, что логично. С таким человеком разговаривать не о чем, потому что с безумным, безвольным чурбаном о чем говорить? На самом деле, душа — это ум, обладающий волей и чувствами, который при этом обладает некой жизненной способностью, оживляющей тело.

Иоанн Дамаскин различает в нашей душе разумную часть и неразумную. Разумная часть — это, как я сказал, высшая часть души. Выше всего в душе ум, который еще называется духом, потому что именно в него входит Дух Святой. Через ум Он освящает всего человека. Поэтому приходит человек в Церковь по вере, которая сначала преображает ум, потом покоряет волю и чувства. Вот так и неразумная часть нашей души делится на подвластную разуму и неподвластную. Подвластная часть разума, например, гнев. Он создан Богом и вложен в нас для того, чтобы мы с его помощью отгоняли от себя грехи. И есть вещи, просто неподвластные нашему разуму, но они тоже относятся к нашей душе. Это, например, та сила, которая дает нам возможность расти и развиваться, которая поддерживает жизнь в нашем теле. Эта сила не подвластна нашему телу, но и она есть проявление нашей души, обладающей волей и чувством. Те представления, когда душа описывается в виде отдельного человечка, живущего внутри нас, имеют под собой здравый смысл.

Душа имеет как бы другой духовный механизм управления телом. Есть такое понятие: фантомные боли. Например, у человека отрежут ногу, а она у него болит, потому что низшая часть души, неподвластная разуму, продолжает искать недостающий орган. Как говорит Григорий Нисский, душа несет на себе отпечаток любезного ей тела, так как для человека ненормально быть бестелесным существом. Именно поэтому мы верим в воскресение плоти, а не просто в воскресение душ. Тот человек, который верит в бессмертие души и считает, что после смерти немедленно попадет в Царство Небесное и получит полноту блаженства, христианином не является.

Смерть, как говорилось ранее, тоже ненормальное состояние, но смерть христианина принципиально отличается от смерти человека, не имеющего понятия о христианстве. В чем это отличие относительно природы человека? V христианина личность не разрушается, а у нехристианина — разрушается, потому что в понятие «личности человека» входит не только душа, но и тело. «Я болею», — говорит человек, хотя болит его тело, а душа вполне здорова. У некрещеного, когда он умирает, происходит разделение души и тела, теряется связывавшая их сила. Тело остается лежать в могиле, а душа уходит в подземные бездны в ожидании Судного дня. У христианина не так. У него связь души и тела все равно сохраняется, потому что Бог вездесущ, а тело и душа запечатаны Богом при Крещении, когда человек получает печать Миропомазания — печать Святого Духа. Печать ставится на теле, а при этом освящается и душа. Когда христианин принимает Тело и Кровь Господа, он становится сотелесником Христу, в его жилах, в прямом смысле, льется Кровь Христа, и плоть человека становится Плотью Христа, поэтому мы и называемся членами Тела Христова.

Таким образом, связь христианского тела с душой не может разрушиться. Душа отделяется от тела, а через Бога связь продолжается. Именно в силу этого мы молимся перед мощами святых, потому что у праведников эта связь тоже сохраняется. Раньше же не молились по той причине, что до Искупительного подвига Спасителя этой связи не было.

Причины смерти. Праведники, грешники и «средние люди»

Итак, теперь, что касается умирания. Очень важно помнить, что смерть находится в руках Бога. Он говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39). И Христос в Апокалипсисе говорит: «…имею в руках ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18). Ключи в руках Спасителя на иконе являются символом того, что Господь безраздельно властвует над адом и смертью. Заметьте, что ключей от Рая у Него нет. Они хранятся у апостолов и их преемников, то есть у священников, которые отпускают людям грехи.

Из каких же соображений Бог в тот или иной момент призывает человека? Обычно мы не знаем всех судеб Божьих, но существуют как бы некие представления, общие понятия, которые требуют отдельных разъяснений. Часто человек умирает тогда, когда он дозрел для вечности. Как сказано в Евангелии: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 26–29). Так вот, Царство Божие развивается в человеке. Когда человек дозревает до вечности, он немедленно забирается, причем скорость созревания никак со временем обычным не связана. Вот как об этом говорит книга премудростей царя Соломона: «…души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 3, 1–9). И дальше говорит Господь: «…праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного» (Прем. 3, 7-16). Видите, что представляет собой вопрос зрелости в глазах Бога? Бывают иногда такие случаи, что Господь оставляет уже созревшего праведника некоторое время на земле. Делается это для того, чтобы человек таким образом свидетельствовал о вечности перед глазами людей. Человек уже созрел, он живет уже в вечной жизни здесь, на земле, но Господь его сохраняет, чтобы через него кого-то привести к Себе. Здесь мы видим, что Господь все делает по воле Своей.

Теперь, что касается грешников. Господь забирает грешников, когда они доходят до пределов зла. Это нам тоже известно. Человек безобразничал, и Господь его забрал на взлете, когда тот созрел для зла. Но и здесь бывают исключения. Например, фараон, царь Египетский, дошел до пределов зла, а Господь его оставил. Зачем? Затем, чтобы явить над ним силу и славу Свою, чтобы имя Бога было страшно перед всеми народами. Он как бы показал наглядно, как делать не надо, и что будет с тем, кто будет себя плохо вести. Господь специально говорит, что в Его глазах это был уже мертвый человек, но он был оставлен для того, чтобы показать все Божественное могущество. Стенд для наглядной агитации, если угодно. Именно с этим бывают связаны случаи, когда крайние беззаконники остаются на земле. Господь специально их оставляет, чтобы на них потом показать Свою славу и напомнить людям, что к земле привязываться нельзя. Земля это не Царство Божие, в том смысле, что это не место, где будут вечно жить люди. Даже блаженный Августин в творениях поднимает вопрос: почему даже праведные народы получают иногда злых правителей? Ведь мы знаем, что их ставит не человек, а Бог. Он ставит царей и низвергает, как Ему хочется. Бог делает так, чтобы люди не привыкали, не думали, что вся их надежда должна быть связана с земными успехами страны. Поэтому Он и посылает злых правителей, чтобы человек отвлекся от мирской суеты и искал Божественного Царства, которое нетленно. Я думаю, что при Борисе Николаевиче Ельцине очень сильно к земле не привяжешься. Таким образом, Господь сделал Свое дело.

Но вернемся к нашей теме. Наконец, бывают так называемые «средние люди», которых Господь тоже забирает. Это происходит потому, что Бог знает: когда человек созреет, он может впасть в какой-то тяжелый грех. Он забирает его перед этим. Вот это основные направления, которые происходят, когда наступает смерть. Естественно, этот срок для нас не известен. Есть случаи, когда Господь открывает время смерти, но это бывает редко. Почему? Потому что иначе человек бы сказал: «Мне умирать еще не скоро, вот сейчас погуляю от души, а потом покаюсь и все». А потом покаяться не получилось бы, потому что грех стал бы второй натурой, и человек не был бы способен войти в вечность. Поэтому Господь скрывает время смерти, и о ней нужно помнить всегда. У Иоанна Лествичника есть гениальное правило, которое он говорит священнику, пастырю: «Ты никогда не упускай никакого случая напомнить, что человек умрет». У нас сейчас обратная культура. У нас все время твердят: «Мы стараемся о смерти не говорить». К примеру, как раньше носили гробы? В деревне почитаемого человека несут на руках. Да? Потом ездили на машинах, через весь город везли с оркестром. А сейчас в «пазик» закрыли, шторки задвинули, чтобы никто не видел, и поехали.

Я часто по долгу службы имею дело с умирающими, умершими. Интересно, как часто люди стараются как бы отделаться от умерших! Связано это именно с тем, что человек боится думать о смерти. На самом деле это совершенно неправильный подход. Нормальный христианин должен стремиться, как говорит царь Соломон, чаше «ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7, 2). Поэтому очень полезно ходить на кладбище.

У нас семинаристы очень любили ходить в морги. Я, помню, тоже ходил. Очень отрезвляющее ощущение, в себя приходишь быстро. У некоторых святых в кельях были черепа, гробы и другие напоминания о смерти. Многие еще при жизни вырывали себе могилу.

— Почему младенцы умирают?

— По этой же причине. Господь видит, если младенец окрещен, он сейчас может попасть в Царство Божие, а оставшись жить, станет разбойником. Вот известная история: Ангел лишил жизни младенца. Один монах хотел узнать судьбу Божью, и ему было открыто, что младенец с возрастом стал бы главой банды разбойников, а сейчас он попадет в Царство Божие. Смерть младенцев объясняют еще тем, что человек очень быстро может достичь высот праведности. Вот у нас — Кирик. Сколько Кирику было лет? Три года было мученику Кирику. Великий праведник на небесах. А Вифлеемские младенцы? Господь знает пути человека. Господь умеет, что называется, просчитывать. Бог видит свободную волю человека, хотя и не определяет ее. Он использует свободную волю и убийц, и других людей для того, чтобы исполнить Свое решение. Убийца согрешает, нарушая заповедь Божью, но волю Божью нарушить он не может. Понятно, да? Потому что, если Господу будет не угодно какое-либо убийство, Он этого не допустит: произойдет осечка, сломается взрывное устройство и т. д. Примеров предостаточно.

Вот, я смотрел по новостям, был теракт в Индии, погибло 65 человек, при этом две исправные взрывчатки не взорвались. Господу было угодно, чтобы эти люди погибли, а эти нет. Статистика говорит, что в разбивающихся самолетах на треть больше опоздавших или тех людей, которые сдали билеты. Понимаете, все по воле Божьей происходит. Хотя зло этим никак не оправдывается. Злая воля человека используется для совершения благой воли Господа, но оправдать зло никак нельзя. Просто Бог их использует. Вот и все.

Идеальная смерть. Страшная смерть

Теперь, какая смерть лучше? Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трех монахов, для христианина же это на самом деле величайшая радость. В древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи без исключения, кроме ереси и раскола. Все остальные грехи — блуд, убийство, прелюбодеяния — смываются. Ересь — это искажение учения Церкви, не по незнанию, а именно сознательное, которое идет против воли Бога. Так? А раскол — это организация мятежа против Церкви. Все остальные грехи смываются. Вспомните мученика Вонифатия! Нас все время подводит славянский язык. Как в свое время славяне неправильно перевели слово «мученик», с тех пор мы всегда неправильно его понимаем. Вообще, слово «мученик» нельзя воспринимать в значении мученик. Это свидетель. Вот как раз-то у арабов — шахид. Только у них свидетель того, что дух-Аллах зол, а у нас свидетельство, что Христос благ и победил смерть. Поэтому мученик тот, кто своей кончиной засвидетельствовал, что Христос победил смерть, что Он воскрес из мертвых. Вот в чем суть свидетельства, а не в том, что человека мучают. У нас есть мученики, которые вообще умерли своей смертью. Например, первомученица Фекла, которая скончалась своей смертью, но она мученица. Или, например, мученица Голиндуха или святая Шушаника. Известно, что они, хотя и прошли через пытки, через издевательства, но умерли своей смертью. При этом они — мученики, потому что засвидетельствовали слово Божье своей жизнью, своей смертью.

Теперь, конечно же, мы всегда молимся. Я думаю, каждый из нас с искренним сердцем осеняет себя крестным знамением и делает поклон, когда мы молимся о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на страшном суде Христовом» мы просим. Надеюсь, каждый из нас этого искренне желает. Если говорить про кончину жизни, интересно, что из таких естественных кончин, самая лучшая та, о наступлении которой догадываешься. Поэтому часто считается, что раковые заболевания — милость Божья, потому что человек знает, что через несколько месяцев он умрет. Он может подготовиться, он может примириться с людьми, он может каким-то образом исправить себя, подготовив для вечности.

А самая ужасная смерть, которая возможна для христианина, это смерть внезапная, потому что такой человек уходит в вечность несобранный.

— А что, лечиться не надо?

— Лечиться надо. Кто говорит, что не надо лечиться? По нынешнему законодательству врач, который скрывает диагноз, является преступником и подвергается наказанию, по-моему, до трех лет лишения свободы. И это справедливо. Врач обязан сказать не родственнику, а самому больному. Эта статья была введена, кажется, в 1995 году по примеру Запада.

— Что делать, если родственники не говорят?

— Они преступники. Если человек знает о приближении смерти и скрывает это, он преступник. Это страшный человек. Лгать нехорошо, а тем более в таких случаях. СПИД — это наказание Божье, которое может привести к исправлению человека. В 90 % случаях СПИД происходит из-за чего? Из-за наркотиков или гомосексуализма. Инфицированные дети составляют всего 3 % от тех, кто заразился СПИДом; 90 %, а по некоторым источникам, 95 %, — это наркомания и разврат. Это очевидная кара Божья. Но вернемся к теме.
Подготовка к смерти, искушения и добродетели

Каким образом готовиться к смерти? Что при болезни надо делать? «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15). Мы прибегаем к Соборованию во время болезни, но до сих пор существует миф, восходящий к римо-католическому учению, о том, что Соборование — это последнее помазание. Это ошибка. Соборование дается как раз для исцеления, и оно очень часто становится лечебным Таинством. На моих глазах было много исцелений. Я знаю священников, которые сами засвидетельствовали сотни, тысячи исцелений после Соборования. Почему? Потому что Господь, исцеляя больного человека, доказывает ему, что его тело будет воскрешено. Понимаете, зачем исцеление дается? Чтобы убедить нас в воскресении тела, потому что, если тело не имеет никакой ценности, если оно сгниет в могиле, то исцелять его нет никакого смысла. Поэтому в любой болезни необходимо прибегать к Таинству Соборования.

Если же у вас диагноз, который может привести к смерти (онкология или другие случаи), необходимо готовиться следующим образом. Во-первых, необходимо свести к минимуму все свои мирские дела, т. е. необходимо с земными делами распрощаться. Следует рассчитаться с долгами, чтобы те не лежали на других людях. В обязательном порядке надо примириться со всеми ближними. Надо сделать так, чтобы у вас было много свободного времени. Дьявол в нас ведет загонную жизнь. Он пытается нас суетой загнать, чтобы мы не могли продохнуть. Об этом еще в Библии сказано, когда Моисей пришел к фараону и сказал: «отпусти народ Мой» (Исх. 5, 1). Что фараон сказал? «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу» (Исх. 5, 17). Именно дьявол так до сих пор и говорит (поэтому его называют духовным фараоном), чтобы люди с суетой бегали и обо всем забыли.

Если вы узнали неутешительный диагноз, нужно постараться выделить больше свободного времени. Заметьте, сейчас у нас происходит наоборот. Люди, узнав о диагнозе, пытаются себя больше загрузить работой, чтобы о смерти не думать. Это глупо. Об этом надо думать. Нужно смотреть в свою душу и искать, чего у нас там не хватает, срочно делать добрые дела, какие возможно сейчас. Суть в том, что от вашего предсмертного дела зависит, по какой траектории вы уйдете в вечность. Образ такой: насколько сильно самолет разгонится, настолько круто уйдет вверх. То есть, чем больше вы будете стремиться к божественной жизни перед смертью, тем выше вы подниметесь в Царство Божие. Помните, что наша задача не просто попасть в рай, а попасть туда как можно выше; как можно больше получить даров. Бог желает Своим детям, чтобы они большего хотели, а не меньшего.

Искушение, которое бывает перед смертью, — это искушение уныния. На человека наваливается страшная тоска, и он говорит: «Как, за что, почему я сейчас умираю?» Вопрос этот не имеет смысла. Нужно ставить такой вопрос: что мне сейчас делать? Помните, что тоска бессловесная; она не от Бога. Христос называется Богом Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Бог наш Христос, Он Логос, поэтому христианин полностью логичен, и всякие бессловесные желания идут от врага Божьего. Кто хочет нас разума лишить? Только враг Божий. Всякое уныние, тягота — они не от Бога. А как они лечатся? Надеждой. Отчаяние лечится чаянием. Когда человек видит, что для него есть угроза смерти, чего он должен чаять? В Символе Веры сказано: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Это лучшее лекарство от тоски и уныния. Времени мало, нужно поблагодарить Господа за то, что Он открыл приближающуюся кончину, следовательно, пора паковать чемоданы. Глупые люди говорят: «Перед смертью оторвусь». А зачем? Лучше паковать чемоданы по-настоящему. Например, вы купили путевку и поехали отдыхать в другую страну на курорт. Вам нужно будет что-нибудь там купить, и вы рубли обмениваете на доллары или на евро. Есть у нас конвертация? Точно так же, собираясь на тот свет, необходимо срочно конвертировать как можно большую сумму, чтобы там было на что жить.

Милостыней, в прямом смысле, в небесной сокровищнице мы собираем себе имущество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 33–34).

Какова же ваша задача? Срочно, как можно больше собирать себе капитал. Но, если я поеду в другую страну с хорошим капиталом, но голым, будет тоже не очень приятно. Там климатические проблемы могут начаться. Так ведь? Поэтому необходимо посмотреть, какая у меня одежда, — не драная ли, чтобы не опозориться перед иностранцами.

Точно так же, когда мы уходим из этого мира, необходимо посмотреть, какая у нас одежда на душе. О Лаодикийской церкви Господь говорит: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17–18). Вот и наша задача — посмотреть, что у нас с душой, одеждой. Чем душа одевается? Добродетелью. И поэтому нужно посмотреть, чего у нас не хватает, чтобы срочно хотя бы начать исправлять. Помните, что любая страсть, с которой вы не боретесь, вас съест, потому что после смерти все страсти вылезают наружу. Заметьте, это не значит, что нужно обязательно справиться. Это, конечно, очень здорово справиться и быть бесстрастным. Какой самый лучший вид смерти? Когда Дух Святой тебе прямо скажет, что ты уже спасен. Есть такое понятие, как уверение — особое состояние высот духовной жизни, когда Дух Святой человеку Сам говорит то, что ты в Царство Небесное попадешь. Вот апостол Павел по этому поводу сказал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). То есть апостол Павел твердо знал, что он будет спасен. Точно так же, например, интересно, что Антоний Великий ликовал перед смертью, потому что он был уверен, что его Господь спасет, так как Он ему Сам сказал об этом. Помните, Серафим Саровский говорил: «Приходите ко мне на могилку, я за вас буду молиться Богу». И блаженная Матрона так же говорила. Почему? Потому что они были такими самоуверенными? Нет, потому что они от Духа Святого получили удостоверение, что будут спасены. Но это самому сделать нельзя. Это решение Самого Бога, как Он сказал, но к этому нужно стремиться, так как, на самом деле, лучшее удостоверение в том, что ты
спасен, слова Бога.

— А может бес попутать?

— Нет. Бес попутать не может. Когда Бог говорит, это уже ни с чем не спутаешь. Если сомнения есть, скорее, это не Бог. Божье Слово непосредственно так проявляется: сначала приходят плоды Духа, а потом уже Бог говорит с человеком. В Послании к Галатам сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот эти плоды Духа Святого являются свидетельством того, что человек приближается к Богу, а потом уже Бог ему говорит об этом.

Мы знаем, что человек после выхода из тела будет вынужден попасть сначала в очень неблагоприятную для себя обстановку, то есть он должен будет встретиться со злыми духами.

А с ними, как мы знаем, у нас отношения плохие, надеюсь. Очень бы не хотелось, чтобы они были хорошие. Поэтому при встрече со злыми духами придется сражаться. Для этого необходимо не только одежду проверить, которая у нас должна быть, но еще и вооружение, которое необходимо нам будет использовать для сражения с ними. А каким должно быть это вооружение? Апостол Павел в Послании к Ефесянам в шестой главе подробно описывает как раз технологию подготовки к этому страшному дню. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13). Лютый день — это день смерти, день встречи с темными князьями, поэтому необходимо взять все оружия, проверить, как у нас с ними обстоит дело. Какое всеоружие должно быть? «Итак, встаньте, препоясав чресла ваша истиной», — говорит Феофан затворник. Чресло ума должно быть препоясано истиной. Перво-наперво чистое тело должно быть, прекращен блуд, разврат и подобные веши. Ум должен погружаться в созерцание догматов Бога. Необходимо перед смертью проверить себя по догматическому богословию, потому что у человека, который входит в рай, спрашивают пароль. Знаете? Без пароля не пускают. Символ Веры — это пароль Царства Божия. Без него нельзя. А само слово «символ» и означает пароль.

— А мы не можем его забыть?

— Если вы не вдумывались, то, конечно, вы его забудете, а если интересен был, конечно, не забудете. Итак, сначала нужно будет себя проверить по вере. Дальше необходимо «облечься в броню праведности», т. е. нужно проверить, все мы заповеди в этот момент выполняем или не все. Дальше — «обув ноги в готовность благовествовать мир». То есть нужно обуть ноги, а во что? В готовность идти по Евангелию к миру Божию. Вы готовы всегда ходить по-евангельски? В этот момент надо проверить себя. «Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Посмотрите, насколько вы доверяете Богу. Проверку себе устройте унынием или отчаянием, легко вы их отбиваете или не легко. А если не легко, просите у Бога об умножении веры.

Да. Дальше. «И шлем спасения возьмите». Шлем спасения, то есть твердая надежда на спасение от Бога. Теперь, что касается сражения. Помните то, что вам дано оружие для боя: шлем чтоб был — надежда на спасение, меч чтоб был — слово Божие, чтобы с бесами им сражаться, и молитвами, словом Божьим выгонять их вон. Нужно, чтобы твердое было знание догматов, чтобы вас никакой бес с толку не сбил, и чтобы все было готово к праведности.

«И меч духовный, который есть слово Божье». Во-первых, прочитайте слово Божье. Я считаю, что, если человек заболел, например, каким-то тяжелым заболеванием, которое может привести к смерти, он должен полностью, от начала до конца, перечитать все Священное Писание или хотя бы начать. Помните, пожалуйста, что слово Божье используется нами не только как текст, но и как высшая форма молитвы. Ведь в чем отличие православной молитвы от сектантской? Сектанты молятся своими словами, а православные молятся Библией. Поэтому, когда говорят, что православное — не библейское, это чушь. Вот сектанты не библейские. Они куски из Библии повыдергивали и без толку их тыкают, не зная ничего. Я сам лично проводил диспут с протестантами. Библию они вообще не знают. Им показываешь какое-то место, они говорят: «Ой, а мы и не знали». Они цитатники заучивают. Они Библию как нечто цельное не воспринимают. А мы, христиане, молимся Словом Божиим, мы им живем. Замечали, сколько чтений Библии бывает на службе? Да почти вся служба. Даже канон Андрея Критского весь пропитан Библией. Поэтому Слову Божию внимаем, и молимся им (словом). Понятно? Приучаем себя непрерывно молиться. Заповедь Божья призывает непрестанно молиться: «и так бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36), и мы должны себя проверять, непрестанно мы молимся или нет. Особенно это хорошо выявляется, когда наваливаются приступы страха. За этим стоит князь тьмы, и отгоняется он только молитвой. Мы к этому не готовы. Что же нужно делать? Нужно отключить все мысли. Приучайте себя к этому и технологию обязательно запомните. Отключите мысли и все внимание сосредоточьте только на словах молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Пресвятая Владычице Богородица, помоги. Господи, силою Честного Креста защити меня. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Все резоны отбросьте, хоть пойдут там самые убедительные мысли, но это мысли от сатаны, которыми хотят вас загнать в отчаяние и погубить. Это проверочная атака, и самая сильная она будет сразу же после смерти, поэтому необходимо себя подготовить.

Теперь, что касается того, чем нам могут помочь наши ближние. Мы должны просить их, если сами не можем ходить в храм Божий, чтобы они как можно чаще приводили к нам домой священника. И особенно важно постараться причаститься в самый день смерти, потому что по древнейшему преданию, подтвержденному практикой, человек, который достойно причастился Тела и Крови Господних, после смерти не доступен для нападения сатаны. В нем Христос.

Как сказано у апостола Павла, причащающийся с Господом становится одним духом с Господом (1 Кор. 10, 16–17). Понимаете? Поэтому у дьявола бывают очень большие проблемы с этим христианином. Очень хорошо молиться святой Варваре, чтобы не было внезапной кончины. Не забывайте о святой Варваре.

Священник Даниил Сысоев

Фото с сайта http://portalik.flyfm.net/
Просмотров: 382 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

<--:: Коллектив Института экономики Академии наук Республики Узбекистан выражает искренние соболезнования сотруднице института Ирине Викторовне Ленченко по поводу кончины её отца ГУДКОВА Виктора Дмитриевича. :: <-- :: Коллектив института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан выражает соболезнование старшему научному сотруднику института кандидату биологических наук Андрею Алексеевичу Ким по поводу кончины его отца КИМ Алексея. :: <-- :: Коллектив Ассоциации предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана выражает глубокое соболезнование исполнительному директору И.З.Абдуллаеву в связи с кончиной матери АБДУЛЛАЕВОЙ Пашши. :: <-- :: Коллектив 000 "Узме-васабзавотузумсаноат-лойиха" выражает глубокое соболезнование сотруднику Д.Шаеву в связи с кончиной его жены ШАЕВОЙ Римы Михайловны. :: <-- :: Коллектив представительства швейцарской фармацевтической компании «Хоффманн-Ля Рош Лтд.» в Республике Узбекистан выражает глубокие соболезнования сотруднице компании Гузалхон Набиевне Мирджураевой в связи с кончиной ее отца академика МАДЖИДОВА Наби Маджидовича. :: <-- :: Министерство здравоохранения Республики Узбекистан извещает о кончине руководителя отделения Республиканского специализированного центра хирургии имени академика В. Вахидова, доктора медицинских наук, профессора КАСЫМОВА Амануллы Хашимовича и выражает искренние соболезнования семье и близким покойного. :: <-- :: Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента выражает глубокое соболезнование представителю Республи¬ки Татарстан в Республике Узбекистан Р.А.Шакирову в связи с кончи¬ной матери ШАКИРОВОЙ Раузы Мингалиевны. :: <-- :: Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента выражает глубокое соболезнование председателю правления Татарского культурного центра Хорезмской области Р.Р.Шахмаеву в связи с кончиной отца ШАХМАЕВА Рашита Ахтямовича. :: <-- :: Футбольный клуб инвалидов "Байнал-Минал" глубоко скорбит по поводу кончины футболиста КАЛАБАЕВА Владимира Уразбаевича и выражает искренние соболезнования родным и близким. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. На 87-ом году жизни скончалась известный деятель узбекского балетного и танцевального искусства, народная артистка Узбекистана Галия Баязитовна Измайлова. :: <-- :: Узбекская и каракалпакская литература понесла тяжелую утрату. На 81 году жизни скончался Герой Узбекистана, известный писатель Тулепберген Каипбергенов. :: <-- :: Наука нашей страны понесла тяжелую утрату. На 70-м году жизни скончался крупный ученый в области механики машиностроения, академик Академии наук Республики Узбекистан Олег Владимирович Лебедев. :: <-- :: Узбекская наука понесла тяжелую утрату. На 83-м году жизни скончался известный ученый-математик, академик Академии наук Республики Узбекистан Александр Федорович Лаврик. :: <-- :: Узбекская культура и искусство понесли тяжелую утрату. 29 апреля на 98-м году жизни скончался выдающийся деятель нашего национального киноискусства, народный артист Узбекистана Малик Каюмов. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. На 80-м году жизни скончался известный ученый-биохимик, академик Академии наук Республики Узбекистан Жахонгир Хамидов. :: <-- :: Наука нашей страны понесла тяжелую утрату. 6 апреля 2010 года на 96-м году жизни скончался известный ученый-театровед, академик Академии наук Узбекистана Мамажон Рахманов. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. 7 февраля нынешнего года на 74-м году жизни скончался известный ученый-физик, академик Академии наук Республики Узбекистан Пулат Киргизбаевич Хабибуллаев. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. На 89-м году жизни скончался крупный ученый-кибернетик, академик Академии наук Республики Узбекистан Восил Кабулович Кабулов. :: <-- :: Узбекская литература понесла тяжелую утрату. 21 декабря 2009 года на 83-м году жизни скончался народный писатель Узбекистана Адыл Якубов. :: <-- :: Литература многонационального Узбекистана понесла тяжелую утрату. На семидесятом году жизни после продолжительной болезни скончался народный поэт Узбекистана Александр Аркадьевич Файнберг. :: <-- :: Узбекская наука понесла тяжелую утрату. На 75-м году жизни скончался крупный ученый-математик, академик Академии наук Республики Узбекистан Тухтамурад Джураевич Джураев. :: <-- :: Сельскохозяйственная отрасль Узбекистана понесла тяжелую утрату. Опытный руководитель, известный хлопкороб, внесший весомый вклад в развитие сельского хозяйства страны, Герой Узбекистана Муродулла Саидов скончался на 74-м году жизни. :: <-- :: Узбекская литература понесла тяжелую утрату. На 87-м году жизни скончался народный поэт Узбекистана, известный драматург и переводчик Рамз Бабаджан (Рамз Насырович Бабаджанов). :: <-- :: Сельское хозяйство нашей страны понесло тяжелую утрату. 19 октября 2008 года на 80-м году жизни скончался известный хлопкороб, руководитель фермерского хозяйства «Кахрамон Хазрат Пахтакор» Гиждуванского района Бухарской области Хазрат Облокулов. :: <-- :: Узбекская литература и культура понесли тяжелую утрату. 24 июля нынешнего года после тяжелой болезни в возрасте 79 лет скончался Герой Узбекистана, народный поэт Узбекистана и Каракалпакстана, известный литератор и переводчик Ибрагим Юсупов. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. 9 июля 2008 года на 87-м году жизни скончался Народный художник Узбекистана, академик Рахим Ахмедов. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. 30 апреля 2008 года на 92-м году жизни скончался Народный художник Республики Узбекистан, академик Малик Набиев. :: <-- :: Узбекская литература и культура понесли тяжелую утрату. 5 декабря 2007 года на 87-м году жизни скончался народный писатель Узбекистана, известный прозаик и драматург Саид Ахмад. :: <-- :: Узбекская культура и искусство понесли тяжелую утрату. 12 октября скончалась народная артистка Узбекистана, профессор Саодат Кабулова.