Ни давности, Ни забвения

Приветствую Вас Гость | RSS

НИ ДАВНОСТИ, НИ ЗАБВЕНИЯ
Памяти друзей- ПОСВЯЩАЕТСЯ

Среда, 20.09.2017, 23:12


facebook.com
Пользовательский поиск







Главная » 2011 » Август » 31 » МИР ЖИВЫХ И МИР МЕРТВЫХ
10:40
МИР ЖИВЫХ И МИР МЕРТВЫХ

Миры, что мы творим. Земля Мертвых. «Они хоронили своих умерших в земле, — писал С.Г.Ф. Брэндон, — поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей... Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что первобытные люди совершенно не были в состоянии представить себе жизнь после смерти как либо иначе, чем жизнь, которую они знали здесь, на земле».

Это высказывание крупнейшего религиоведа в специальной работе, посвященной посмертному суду в верованиях различных народов, примечательно своей характерностью. Но в действительности оно очень оглупляет древнего человека, который прекрасно знал, что преданный земле мертвец лежит там, где его похоронили, не пользуется никакими орудиями и не ест ничего из оставленной в могиле пищи.

Похоронный обряд доисторического человека как минимум должен предполагать, что в сознании совершавших его существовало представление о двойственности человеческой природы, о теле, истлевающем в могиле, и о душе, которая сходит в «обиталище мертвых». Душе соответственно нужны не сами материальные предметы, но их «души». Так же, как на земле телесный человек ест материальную пищу из глиняной чашки и поражает врага боевым топором, так же в мире душ, душа умершего способна вкушать душу пищи и поражать душу врага душой топора.

Чтобы человек «испустил дух», чтобы душа разделилась с телом, обязательно должна произойти смерть материального тела. Чтобы души предметов могли стать частью мира умершего, они как материальные предметы также должны умереть. Отсюда — довольно распространенный обычай поздних веков — убивать рабов и жен на могилах их хозяев и мужей и восходящая к неолиту традиция разбивания на могиле посуды и иных предметов из обихода живых. Разрывание одежды в знак скорби по умершему восходит, быть может, к этому же ряду символов.

Но, хотя знание факта двойственной, а то и троичной (дух, душа и тело) природы человека уже можно обнаружить в самые ранние эпохи существования рода Homo, в среднем и даже в раннем палеолите (синантропы Чжоу Коудяна), объяснение им всей полноты погребального ритуала вряд ли возможно.

Во-первых, хоронят тело, телу придают эмбриональную позу или позу сна. Значит верят в пробуждение, в возрождение тела, значит — не ограничивают древние инобытие человека жизнью души, а ждут в будущем какого-то чудесного мига, когда души воссоединятся с телами и мертвые проснутся.

Во-вторых, разламывание заупокойных даров — довольно поздний и не всеобщий обычай. Скорее — здесь мы сталкиваемся с вторичной рационализацией заупокойного, погребального ритуала. Первоначально и поза, которую придавали телу умершего, и пища, и предметы труда, и оружие, положенные в могилу, подчеркивали, символически обозначали, что умерший жив, что смерть — это временное его состояние.

В иных культурах для знаменования этого факта прибегали к иным символическим рядам и не сопровождали предметами земной жизни погребение. Да и предание земле, зафиксированное с мустьерских погребений неандертальцев, возникло не из желания «приблизить» покойника к подземному обиталищу душ, но, скорее, из простого и одновременно бесконечно глубокого убеждения, что Матери-Земле, из которой тело взято, надо вернуть свое. А она, Земля, когда наступят сроки, возродит семя небесной жизни, Вечному Небу.

И опять же, только вторичная рационализация связала обитель душ, царство мертвых, с подземным миром именно потому, что в землю издревле помещали в ожидании воскресения тела умерших. Мы увидим, как борются, как сосуществуют небесное, внеземное и подземное местоположения душ умерших в древнейших письменных культурах — в Шумере, в Египте.

Неолитические погребения, в сравнении с верхнепалеолитическими, могут удивить бедностью погребального инвентаря. В протонеолитический и ранненеолитический период умершие становятся частью мира живых и потому их жизнь не нужно знаменовать погребальными «дарами». Черепа умерших стоят в доме рядом с очагом, кости покоятся близ жертвенника. С теми, кто уже «не существует», так поступать не могут. Мертвые в ту эпоху не просто считались живыми, но их жизнь была существеннейшей опорой жизни живых.

В тех случаях, когда захоронения производились под открытым небом, мы находим на заупокойных алтарях толстый слой золы. В Нахал-Орене он достигает полуметра. Кому приносились жертвы на могилах предков — самим умершим или их Творцу — не ясно. Но совершенно очевидно одно — огненные жертвы не могли приноситься тем, кто обитает «под землей».

Огонь возносится от земли к небу и объект жертвы натуфийцев (Нахал-Орен — одно из натуфийских поселений Палестины) имел небесную природу. Когда представления о подземной топографии мира мертвых закрепилось, жертвы мертвым стали совершаться иначе — кровь жертвенных животных должна была напитать землю, а сами жертвенники, например, в греческом культе героя, устраивали ниже уровня земли.

Захоронения с рогами копытного в руках или на груди умершего (например, Эйнан), а позднее с амулетами в виде бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тысячелетие до Р. Х.) безусловно, указывают на цель посмертного странствия — к Небесному Богу. На ожидание странствия указывают нередкие находки скелетов собак рядом с людскими захоронениями (Эрк эль-Ахмар, Убейд, Альмьера). Собака, проводник охотника в этом мире, оказывается понятным символом верного пути при переходе в инобытие. Собакоголовые Анубисы, Керберы — позднее воспоминание этого ранненеолитического образа.

Характерные для раннего неолита захоронения под полами домов и внутри поселений остаются обычными и в священных городах VII-VI тысячелетий. В Чатал Хююке на площади раскопа в полгектара обнаружено более пятисот захоронений. Хоронили под лежанками жилых домов, причем мужчин — под угловой скамьей, а женщин вдоль длинной стены. Мелларт предполагает, что на этих же скамьях спали живые мужчины и женщины.

Кроме того, немало захоронений обнаружено и в овальных ямах вне домов. Довольно много людей похоронено в святилищах. В святилище VI. 10 найдено 32 скелета, в святилище грифов (VII.8) — шесть погребений. Мелларт отмечает, что одежды, украшения и вещи погребенных в святилищах обычно намного богаче и разнообразней, чем у похороненных в домах и в овальных ямах. Ученый предполагает, что в святилищах покоились останки высших жрецов, которые при жизни совершали в них священнодействия.

Примечательно, что в хозяйственных двориках и хранилищах запасов захоронения полностью отсутствуют. Это указывает на неслучайность выбора мест погребений чаталхююкцами. Хоронили не там «где попроще», а там, где полагали нужным.

Расположения костей скелета, неполнота скелетов указывают на вторичный характер захоронений в Чатал Хююке, да иначе и невозможно было делать при стремлении горожан жить в одних домах со своими усопшими. Ряд стенописей святилищ показывают, что тела умерших оставляли вне города на легких помостах для экскарнации (распада мягких тканей). Затем очищенные кости заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах. Останки посылались охрой и киноварью, черепа в области шеи и лба красили синей или зеленой краской. С погребенными клали небольшие «дары», но статуэток и керамики нет в могилах Чатал Хююка. Иногда черепа, как и в начале неолита, отделялись от скелетов и помещались открыто в святилищах.

«Священные города» как бы завершают традицию X-VIII тысячелетий до Р.Х. С VI тысячелетия все заметней проступает новая тенденция к разделению миров мертвых и живых. В хассунской культуре (Месопотамия, VII—VI тысячелетия) мертвых, как правило, погребают уже вне поселений. Под полами домов продолжают хоронить только тела детей и подростков.

В Библе VI тысячелетия под домами также обнаружены только детские погребения, в которых человеческие кости иногда перемешаны с овечьими. Такие захоронения делались в специальных небольших сосудах. Почти полное отсутствие взрослых погребений говорит о наличии специальных кладбищ.

Такие «кладбища» или переходные к ним формы типа «домов мертвых» вскоре были обнаружены. В Библе это постройка «46-14», под полом которой похоронено более 30 человек, в Телль ас-Саване (Средняя Месопотамия) — постройка «№ 1» VI тысячелетия, под которой в ямах на 30-50 см ниже уровня пола находилось более ста вторичных захоронений.

В это же время из интерьеров жилищ исчезают и черепа умерших родственников, которые раньше нередко ставили вдоль стен и вокруг очага. Те же тенденции заметны и в погребальных обычаях Дунайской равнины VI тысячелетия. Взрослых и здесь редко теперь хоронят под домами, но обычно — вне поселений, в пещерах или на специальных кладбищах.

Причины изменения казалось бы устоявшегося обычая можно понять, поскольку перемены не распространились на детей. Жители среднего неолита почему-то полагали, что именно тех, кто умер во взрослом возрасте необходимо разлучать с домом, предавая земле или на кладбищах или в специальных «домах мертвых». Но чем дети отличаются от взрослых?

Подобно неандертальцам и кроманьонцам, обитатели неолитических поселений полагали, что умершие дети в инобытии станут взрослыми. В том же Телль ас-Саване детские захоронения по инвентарю неотличимы от взрослых, в них нет специальных детских вещей. Поэтому живых смущал не возраст сам по себе, а нечто, лишь отчасти связанное с годами земной жизни, а не с «возрастом» в вечности.

Надо заметить, что и в настоящее время в Индии общий для всех индусов закон о кремации умерших не распространяется на детей до пяти-шести лет и на святых. Объясняют эти «исключения» обычно тем, что маленькие дети еще свободны от греха и потому не оскверняют собой землю, а святые подвижники аскезой уничтожили в себе все греховное. Очень возможно, что люди среднего неолита размышляли подобным образом и потому перестали хоронить взрослых в своих жилищах. Взрослые были грешны.

Понятие греха — одно из важнейших в большинстве религий. Суть его в том, что человек своевольно нарушает какие-то установленные Творцом мира законы. Если все в мире — и живое и неживое — естественно следует тем правилам, которые заложены в основание мироздания, то человек может делать это, а может и не делать. Он — свободен. Свобода эта не беспредельна. В чем-то, подобно всем живым существам, человек инстинктивно подчиняется естественному закону — он не в состоянии свободно отказаться от питья, дыхания, сна, хотя может волевым усилием и существенно ограничить свои потребности и желания.

Но где-то, и в очень обширной области своих действий, человек свободен вполне. Он может делать другим людям гадости, а может помогать им, он в состоянии жертвовать собой ради ближнего, любимого им, а может и требовать жертвы себе от других людей. Каждый из нас много раз на дню делает, часто того не замечая, такие выборы между добром и злом, хорошим и плохим.

Для религиозного ума добро — это не просто то, что люди согласились считать таковым. Добро — это объективное установление Божие человеку, это — воля Божия в отношении человека, это, если угодно, предписанный ему Творцом закон, следуя которому он обязательно достигнет счастья, поскольку Бог — благ.

Напротив, зло — это отход от Бога в своеволие. Презрение к закону, данному человеку Творцом. Поскольку Бог — единственный первоисточник жизни, то отход от Него есть смерть, превращение в ничто. Грех — это и есть такое самоуничтожение, хотя с точки зрения самого совершающего грех человека, он самоутверждается, реализуя поставленные им перед собой цели. Человек не может вполне понять своим умом, почему-то хорошо, а это плохо, желание плохого к тому же часто застилает ему глаза. Отсюда — закон — это объективированная, но не объясненная воля Бога. Во многих религиях именно божественный закон является нитью, ведущей человека к своему Творцу, к блаженству и бессмертию.

Разделение заупокойных обычаев, различия в топографии погребений детей и взрослых с наибольшей достоверностью могут быть объяснены именно сознанием греховности взрослого человека. Но так же и убежденностью в безгрешности младенцев. Поэтому мы можем предположить, что в эпоху неолита грех считался делом рук самого человека, его свободного волевого выбора. Понятно, что младенец такой выбор сделать еще не может и потому сохраняет безгрешность.

Умерший взрослый начинает сознаваться, как вместилище грехов, которые могут перейти на живых, продолжающих жить в доме, где он покоится. Ведь мысль о взаимообмене силами живых и умерших за несколько тысячелетий до разделения дома и кладбища уже легла основанием религиозного бытия человека, вызвав к жизни, как мы предположили, и оседлость, и доместикацию. Но тогда, в протонеолите и раннем неолите этот «взаимообмен» воспринимался как благо, теперь же — как вредоносная опасность. И мертвые покидают мир живых. Их обителью отныне становится некрополь — город мертвых, кладбище.

Примечательно, что приблизительно в это же время святилище окончательно превращается в храм, отделяясь от жилища. Живые не только умерших, но и самих себя не считают более достойными постоянного предстояния Богу и святыне. Они грешны в своей повседневной жизни и поэтому, дабы не вызывать гнев Божества лучше Его дом отделить от своего и посещать Дом Божий в особые дни в состоянии очищенности, чистоты.

Не связано ли это обострение переживания греха с проникновением антропоморфизма в иконографию Творца? То есть, когда люди смогли уподобить Бога себе, тем самым, говоря, что они подобны Богу, несут в себе Его образ, они остро ощутили собственное несовершенство, то, что божественное в них подавлено человеческим, доброе — злым.

Как бы то ни было, но в это время в погребениях, по-прежнему бедных инвентарем, встречается часто только один нарочито поставленный предмет — это сосудик различной формы, но всегда небольшой. Иногда таких сосудов несколько. Они ставятся у груди и рук, реже — у ног и темени покойного (Телль ас-Саван). В погребениях самарской культуры (Месопотамия, VI-V тысячелетия до Р.Х.) в руках, на груди или у головы умершего ставилась маленькая каменная фигурка с чашечкой на голове. Дж. Отс, посвятивший этим статуэткам специальную работу, обратил внимание, что украшения фигурки и тела покойного, близ которого она помещена, совпадают. В убейдской культуре (IV тысячелетие) в захоронениях находят керамические тарелки с опрокинутыми на них чашечками.

Судя по более поздним аналогам уже исторического времени, все эти сосудики и чашечки содержали в себе растительное масло. По всей видимости, именно из VI-V тысячелетий идет широко распространенный и ныне во многих религиях западной половины мира обычай умащать тела умерших. Что символизировало масло, елей?

Драма борьбы со смертью прекрасно отображена в погребальном сосуде из Телль Арпачии (Месопотамия, VI тысячелетие). В нем был предан земле череп. Внешняя стенка сосуда орнаментирована крестами мальтийского типа и бычьими головами. Также изображен огромный погребальный сосуд, над которым склонились два человека. Между их руками чашечка, полная, видимо, елея. Внутренняя стенка содержит сцену битвы умершего со смертью, олицетворенной хищным зверем. Тут же стоит бык и две женщины с распущенными волосами и подчеркнутыми знаками пола держат погребальный плат.

Жаркий и сухой климат Переднего Востока быстро иссушает кожу. Под немилосердными солнечными лучами она трескается, начинает сочиться сукровицей, причиняя человеку тяжкие страдания. Но, если в кожу втереть растительное масло, страдания прекращаются. Кожа вновь становится эластичной и мягкой, болезненные трещины быстро врачуются. Должно быть это умягчающее действие масла обратило на себя внимание древнего человека.

Кроме того, масло питает огонь светильника. Напитанный им фитиль горит, но не сгорает. Второе качество — прекрасный образ молитвы, первый — милосердия. Соединение двух этих качеств в одном веществе очень хорошо соответствовало религиозному чувству — молитва, устремленная к Богу, вызывает Его милость, которая умягчает раны, причиненные грехом.

Мертвый тем более нуждается в милосердии Божием. Он уже бессилен добрыми делами исправить соделанное им в жизни зло. Близким умершего остается только уповать на милость Творца. И потому сосуды с врачующим елеем ставятся близ тела покойного. Масло — символ исцеления Богом страждущего от пламени греха человека.

Чувство греха, переживание собственной некачественности, испорченности, материализовавшееся в разделении дома с кладбищем и святилищем, в широком использовании елея в погребальном обряде — особенность неолита. Осознав свою несоответственность Творцу, человек с новой драматической силой начинает искать пути преодоления ясно увиденной пропасти между собой и Богом.

http://maxbooks.ru/relige/rilhit29.htm
Просмотров: 2366 | Добавил: batikot | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

<--:: Коллектив Института экономики Академии наук Республики Узбекистан выражает искренние соболезнования сотруднице института Ирине Викторовне Ленченко по поводу кончины её отца ГУДКОВА Виктора Дмитриевича. :: <-- :: Коллектив института ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан выражает соболезнование старшему научному сотруднику института кандидату биологических наук Андрею Алексеевичу Ким по поводу кончины его отца КИМ Алексея. :: <-- :: Коллектив Ассоциации предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана выражает глубокое соболезнование исполнительному директору И.З.Абдуллаеву в связи с кончиной матери АБДУЛЛАЕВОЙ Пашши. :: <-- :: Коллектив 000 "Узме-васабзавотузумсаноат-лойиха" выражает глубокое соболезнование сотруднику Д.Шаеву в связи с кончиной его жены ШАЕВОЙ Римы Михайловны. :: <-- :: Коллектив представительства швейцарской фармацевтической компании «Хоффманн-Ля Рош Лтд.» в Республике Узбекистан выражает глубокие соболезнования сотруднице компании Гузалхон Набиевне Мирджураевой в связи с кончиной ее отца академика МАДЖИДОВА Наби Маджидовича. :: <-- :: Министерство здравоохранения Республики Узбекистан извещает о кончине руководителя отделения Республиканского специализированного центра хирургии имени академика В. Вахидова, доктора медицинских наук, профессора КАСЫМОВА Амануллы Хашимовича и выражает искренние соболезнования семье и близким покойного. :: <-- :: Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента выражает глубокое соболезнование представителю Республи¬ки Татарстан в Республике Узбекистан Р.А.Шакирову в связи с кончи¬ной матери ШАКИРОВОЙ Раузы Мингалиевны. :: <-- :: Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента выражает глубокое соболезнование председателю правления Татарского культурного центра Хорезмской области Р.Р.Шахмаеву в связи с кончиной отца ШАХМАЕВА Рашита Ахтямовича. :: <-- :: Футбольный клуб инвалидов "Байнал-Минал" глубоко скорбит по поводу кончины футболиста КАЛАБАЕВА Владимира Уразбаевича и выражает искренние соболезнования родным и близким. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. На 87-ом году жизни скончалась известный деятель узбекского балетного и танцевального искусства, народная артистка Узбекистана Галия Баязитовна Измайлова. :: <-- :: Узбекская и каракалпакская литература понесла тяжелую утрату. На 81 году жизни скончался Герой Узбекистана, известный писатель Тулепберген Каипбергенов. :: <-- :: Наука нашей страны понесла тяжелую утрату. На 70-м году жизни скончался крупный ученый в области механики машиностроения, академик Академии наук Республики Узбекистан Олег Владимирович Лебедев. :: <-- :: Узбекская наука понесла тяжелую утрату. На 83-м году жизни скончался известный ученый-математик, академик Академии наук Республики Узбекистан Александр Федорович Лаврик. :: <-- :: Узбекская культура и искусство понесли тяжелую утрату. 29 апреля на 98-м году жизни скончался выдающийся деятель нашего национального киноискусства, народный артист Узбекистана Малик Каюмов. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. На 80-м году жизни скончался известный ученый-биохимик, академик Академии наук Республики Узбекистан Жахонгир Хамидов. :: <-- :: Наука нашей страны понесла тяжелую утрату. 6 апреля 2010 года на 96-м году жизни скончался известный ученый-театровед, академик Академии наук Узбекистана Мамажон Рахманов. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. 7 февраля нынешнего года на 74-м году жизни скончался известный ученый-физик, академик Академии наук Республики Узбекистан Пулат Киргизбаевич Хабибуллаев. :: <-- :: Наука Узбекистана понесла тяжелую утрату. На 89-м году жизни скончался крупный ученый-кибернетик, академик Академии наук Республики Узбекистан Восил Кабулович Кабулов. :: <-- :: Узбекская литература понесла тяжелую утрату. 21 декабря 2009 года на 83-м году жизни скончался народный писатель Узбекистана Адыл Якубов. :: <-- :: Литература многонационального Узбекистана понесла тяжелую утрату. На семидесятом году жизни после продолжительной болезни скончался народный поэт Узбекистана Александр Аркадьевич Файнберг. :: <-- :: Узбекская наука понесла тяжелую утрату. На 75-м году жизни скончался крупный ученый-математик, академик Академии наук Республики Узбекистан Тухтамурад Джураевич Джураев. :: <-- :: Сельскохозяйственная отрасль Узбекистана понесла тяжелую утрату. Опытный руководитель, известный хлопкороб, внесший весомый вклад в развитие сельского хозяйства страны, Герой Узбекистана Муродулла Саидов скончался на 74-м году жизни. :: <-- :: Узбекская литература понесла тяжелую утрату. На 87-м году жизни скончался народный поэт Узбекистана, известный драматург и переводчик Рамз Бабаджан (Рамз Насырович Бабаджанов). :: <-- :: Сельское хозяйство нашей страны понесло тяжелую утрату. 19 октября 2008 года на 80-м году жизни скончался известный хлопкороб, руководитель фермерского хозяйства «Кахрамон Хазрат Пахтакор» Гиждуванского района Бухарской области Хазрат Облокулов. :: <-- :: Узбекская литература и культура понесли тяжелую утрату. 24 июля нынешнего года после тяжелой болезни в возрасте 79 лет скончался Герой Узбекистана, народный поэт Узбекистана и Каракалпакстана, известный литератор и переводчик Ибрагим Юсупов. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. 9 июля 2008 года на 87-м году жизни скончался Народный художник Узбекистана, академик Рахим Ахмедов. :: <-- :: Культура и искусство Узбекистана понесли тяжелую утрату. 30 апреля 2008 года на 92-м году жизни скончался Народный художник Республики Узбекистан, академик Малик Набиев. :: <-- :: Узбекская литература и культура понесли тяжелую утрату. 5 декабря 2007 года на 87-м году жизни скончался народный писатель Узбекистана, известный прозаик и драматург Саид Ахмад. :: <-- :: Узбекская культура и искусство понесли тяжелую утрату. 12 октября скончалась народная артистка Узбекистана, профессор Саодат Кабулова.